Заказ поступил от егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I С.А.Лопухина. Сей царедворец пожелал запечатлеть на холсте свою будущую супругу, а пока еще невесту, графиню Марию Ивановну Толстую.

И так случилось, что восемнадцатилетняя Мария Ивановна подвигла сорокалетнего Боровиковского на написание портрета, выходящего за рамки традиционной репрезентативности, где на первое место выдвигался статус персонажа, который в свою очередь подчеркивался окружающими атрибутами, призванными засвидетельствовать звание, общественное положение, состоятельность героя. Что-то заинтересовало художника в своей модели настолько, что заставило изобразить окружающие предметы, антураж, играющими несвойственную и неизвестную дотоле им роль – выявить глубокие, тайные стороны человеческого характера.
Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушенными тонами, доносящими лиричность настроя, выписываются белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. Сложные градации холодноватого колорита объединяют фигуру девушки и детали натуры в некий гармоничный образ. В линиях пейзажа ритмически повторяется наклон гибкого стана. Простота природы перекликается с простотой одежды и прически героини, подчеркивая их единство.
Техника лессировочного письма, когда сквозь верхние слои живописи просвечивают нижележащие красочные слои, создает впечатление подвижности проступающего образа – грациозная поза, рука, лицо, глаза. Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице, такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал.
«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки»... Подобными фразами зрители выражают свое впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М.И.Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, впросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий